Н.В.Гоголь и Православие в ХХI веке

В дни перед Рождеством, праздником, вернувшимся в Россию, можно обратить внимание на некоторые аспекты понимания роли отдельных выразителей народного духа, писателей, чья жизнь и творчество стали вехами в истории развития народного самосознания. Речь пойдёт о Н.В. Гоголе, о необходимости учитывать при оценке его творчества, взглядов на литературу и современную ему действительность иных подходов, нежели имеющий основания, но навязанный в определённых целях как единственно верный, взгляд В.Г. Белинского, отражавший совсем не всю палитру мнений о Гоголе, его времени и влиянии на думающее российское сообщество.

Гоголь сложнее, чем однозначное преподнесение его творчества как бичующего язвы и нравы России середины XIX столетия, его личная и творческая трагедия глубже, чем расхождение с демократической общественностью… Именно об этом свидетельствует книга, выпущенная в издательстве «Отчий дом» из серии «Православная Церковь и русская литература», которая названа просто и точно «Н.В. Гоголь и Православие».

Назовём лишь впечатляющий ряд отмеченных в истории России, Православия и культуры имён православных мыслителей, собранных составителями под одной обложкой: Митрополит Анастасий (Грибановский) «Мысли о Гоголе»; Священномученик протоирей Иоанн Восторгов «Честный служитель слова»; Святитель Серафим (Чичагов) «Слово в 100 – летнюю годовщину рождения Н.В.Гоголя»; Архимандрит Константин (Зайцев); «Гоголь как учитель жизни»; Святитель Игнатий (Брянчининов) «Письмо по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями»; Николай Тальберг «Гоголь глашатай Святой Руси»; Степан Шевырев «Выбранные места из переписки с друзьями». И ещё почти такой же список серьёзных исследователей искусства, трактующих жизнь Гоголя как жизнь – служение России и Православию, как движение к познанию Бога, его откровений. Они считают «Выбранные места из переписки с друзьями» вершиной его творчества. Именно это произведение поставило писателя в ряд многих лучших людей, искавших в Православной Церкви ответов на вопросы бытия, а не бросавшихся в крайности «коммунобесия», революций и оккультизма всех разновидностей (по определению церкви – бесовства).

Книга полезна тем, что показывает, как и сам великий изобразитель российских нравов боролся в себе и своём творчестве с тем, что теперь, во времена телевизионного пустозвонства и зазывательства нечистой силы всех оттенков и мастей на наши экраны, когда присутствие этой силы стало в нашем сознании и действительности чуть ли не ежеминутным, разрушая итак не очень-то устойчивые после девяностолетнего шабаша богоборчества души.

Н.В. Гоголь в статьях и исследованиях религиозных мыслителей, философов и священнослужителей встаёт великим примером духовного подвига и душевной твёрдости, скромности и честности в самооценке своих трудов на литературно-общественном поприще…

Историческое время оценило писательскую и человеческую значимость художника, и высокое признание заслуг Н.В. Гоголя ещё рельефнее и ярче высвечивает величие его духовных исканий, моральных поражений и нравственных побед, в чём всё больше будет проявляться воздействие его личности на людей XXI века.