Кадеты и юнкера. Честь

К сожалению, по разным историко-социальным причинам в ХХ веке в нашей общественной и художественной жизни оказалось много белых пятен. Так появились целые залежи  русской литературы когда-то сознательно припрятанных, скрытых, замалчиваемых книг, многие из которых затем просто прошли мимо глаз, сознания и души  не только читателя, но и издателя. Но без проблематики, образно-художественного мира и детальной выразительной фактологии, иного ракурса восприятия серьёзнейших  и сложных явлений  прошедшего столетия, без осознания и заполнения провалов в художественно-исторической памяти социума, формировавшегося на обеднённой духовной почве, нельзя сегодня понять многих этических и эстетических проблем нашего времени.

Издательство «Вече» представило в этом году новую серию документально-художественной прозы  под названием «Белогвардейский роман». Вышли в свет и начальные тома серии. Первый том содержит два произведения  когда-то молодого поколения прозаиков русского зарубежья, непосредственно участвовавших в белом движении, поколения его романтиков и мучеников, детей и юношей, учащихся кадетских корпусов и юнкерских училищ, прошедших ад гражданской войны, но пронёсших воспоминания об ушедшей России, о которой нам и сейчас мало что известно.

Повесть подпоручика Вооружённых сил Юга России Анатолия Маркова «Кадеты и юнкера» – это эмоционально насыщенный, живой рассказ, знакомящий с историей развития и повседневной жизнью кадетов и юнкеров начала ХХ века, о буднях, традициях, думах, душевных волнениях и гибели во имя присяги и Родины. Здесь другая оценка исторических событий и этико-психологического фона времени российских революций и фактов гражданской войны, которую нельзя не учитывать сегодня при характеристике историко-литературных явлений, характера развития литературы и причин её разделения на две ветви. Марков настаивает на том, что в российских кадетских корпусах и военных училищах отрицался  приоритет грубой физической силы и насилия, присущих уже в начале двадцатого века американским, английским и французским военным учебным заведениям, даже самым аристократическим, как Итон и Сен-Сир:

«В нашей старой Школе, в противоположность этому, грубость на словах, уже не говоря о поступках, была вещью недопустимой и преследовалась по традиции совершенно беспощадно. Случай, чтобы юнкер старшего курса позволил себе дотронуться пальцем до юнкера младшего курса с целью его оскорбить, был совершенно немыслим в стенах Школы, а вежливость в отношении друг к другу, и в особенности старших к младшим, – обязательна».  Анатолий Марков говорит о значении военно-учебных заведений в создании элиты государства:

«Кадетские корпуса за двести лет своего существования дали России бесчисленное множество выдающихся на всех поприщах государственных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, историков, учёных, композиторов и даже отцов Церкви».

Автор закончил именно то же самое военное учебное заведение, из стен которого выпущен офицером М.Ю.Лермонтов. Повествование о культе почитания поэта в Николаевском кавалерийском училище, так во времена Маркова называлась «Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров», которое юнкера так и называли «Школа» до самого конца его существования.

А завершить знакомство с повестью А.Маркова хочется приведённым  в ней стихотворением, которое даже для уважаемых мной «Куртуазных  маньеристов» наших  дней может быть образцом, потому что написано от души и передаёт истинные переживания юношей той эпохи.

Юнкеры славной школы

В красивое время,

Когда опасались

Грешить слишком много,

И чёрта боялись,

И верили в Бога,

Слова были твёрды,

Друзья были честны,

Все рыцари горды,

Все дамы прелестны.

В  автобиографической повести Георгия Ишевского «Честь» перед нами проходит целая галерея вымышленных и подлинных исторических персонажей. А начинается повествование о годах детства, пролетевших  в Симбирском кадетском корпусе.

В заключительных главах произведения рассказывается о спасении корпусного знамени в дни смуты и революции, о судьбах кадетов, спасавших своё знамя, свою честь, свою Отчизну, о том, какой они её представляли.

Эпилог – год 1955…

«Голос Брагина дрогнул: «Разве не пронесли мы через шквал революции, Гражданской войны, скитаний, нашу честь, наше знамя?.. Оно совсем близко, в Нью-Йорке, в Митрополичьей церкви… Разве погасли в наших сердцах слова данной присяги?.. «Но за оным, пока жив, следовать буду»…

Часто нынче раздаются голоса: «Нет идеалов, нет общей идеи, героев нет, кроме «пролетариев с «Фабрики»… И возникает законный вопрос, а куда делись идеалы чести и служения Родине, проверенные столетиями российской истории. Они живы – только необходимо впитать их вечно живую суть и плоть,  осознать современность и значимость вновь обретаемых истин.